ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ - 4 февраля 2009 года
Финляндия намерена продолжать сотрудничество с Эстонией при закупках оборудования
и вооружений и пока не собирается сокращать расходы на оборону. Министерство
обороны Финляндии подготовило свое видение оборонной политики страны на
следующие несколько лет в виде рапорта, который будет в ближайшие дни представлен
на обсуждение правительству и парламенту.
Согласно рапорту, Финляндия планирует снизить численность войск в военное
время с 450 000 до 350 000 человек, продолжать участие в зарубежных миссиях
под эгидой НАТО и других организаций, а также увеличивать расходы на оборону
в прежнем темпе — на два процента в год. Бригадный генерал Маркку Никкиля,
глава отдела оборонной политики Минобороны Финляндии, сказал на презентации
рапорта в Таллинне, что вопрос о финансировании обороны, по всей видимости,
вызовет дебаты в парламенте.
Никкиля отметил, что сотрудничество со странами Балтии и Скандинавскими
странами в сфере обороны является одним из приоритетов для Финляндии. В
настоящее время, по словам Никкиля, Финляндия и Эстония сотрудничают в деле
закупки оборудования и оружия.
«Идет совместное приобретение радаров среднего радиуса действия для наблюдения
за воздушным пространством. Несколько радаров купит Финляндия, а несколько
— Эстония, чтобы вместе покрыть один регион», — сообщил Никкиля.
По словам эксперта, совместная закупка оборудования позволяет рациональнее
использовать средства. Кроме радаров, Эстония и Финляндия вместе заказали
гаубицы. Военный атташе Финляндии в Эстонии Эркки Пеконен добавил, что обе
страны также сотрудничают в обучении военного персонала. «Эстонцы делятся
с нами опытом, полученным в Ираке и Афганистане, что очень полезно», — сказал
Пеконен.
Подполковник Сил обороны Эстонии в отставке Лео Куннас сказал, что в свое
время Финляндия помогла Силам обороны Эстонии создать артиллерийские и инженерные
подразделения. Никкиля признал, что в ближайшие годы из-за демографической
ситуации в Финляндии число призывников понизится с нынешних 27 000 до 25
000 человек в год. В мирное время вооруженные силы Финляндии насчитывают
16 800 человек, из которых — 8800 контрактники. В случае необходимости Финляндия
может поставить под ружье около 350 000 солдат.
«Финляндия как независимая страна не может полагаться на политические переговоры
и должна иметь реальную способность отразить нападение, если это будет необходимо»,
— сказал Никкиля. Финляндия занимает 87-е место в мире по численности армии
в мирное время, но при этом стоит на 49-м месте по соотношению количества
солдат на 1000 жителей, обгоняя по этому показателю США, Францию и Германию.
Эстония занимает 136-е и 69-е места соответственно.
По оценке Минобороны Финляндии, стране в целом не угрожает агрессия со стороны
соседей. «По нашим оценкам, Финляндии может угрожать нападение только в
рамках более масштабного конфликта», — пояснил Никкиля.
Одним из главных вопросов последних десятилетий для внешней политики Финляндии
является возможное вступление в НАТО. Хотя финны принимают участие во многих
миссиях НАТО, открытых для стран-партнеров, вступать в Североатлантический
альянс они не спешат, оставаясь единственным государством на границе Евросоюза
и России, не входящим в альянс. Никкиля, будучи чиновником, а не политиком,
не стал комментировать вопрос о вступлении, но при этом отметил, что финская
армия готова и в дальнейшем сотрудничать с НАТО.
В рапорте также сказано, что для Финляндии крайне важно сотрудничество с
Россией и США как на уровне Евросоюза, так и на уровне двусторонних отношений.
По оценке составителей рапорта, США остаются доминирующей мировой державой,
влияющей в том числе на стабильность в Европе и в регионе Балтийского моря.
Граничащая с Финляндией Россия является важнейшим фактором при формировании
оборонной политики. «Важность России нельзя игнорировать», — сказал Никкиля.
По его словам, при составлении рапорта некоторые эксперты были готовы пропустить
тему о применении военной силы, но события в Грузии заставили их передумать,
когда стало очевидно, что Россия готова использовать военную силу для достижения
своих политических целей. «Москва считает свою северо-западную границу безопасным
регионом, особенно по сравнению с Кавказом, но нам надо помнить о том, что
ситуация может измениться, — сказал Никкиля. — Война в Грузии одновременно
осложнила и облегчила составление нашего рапорта».
Проект строительства газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря, вызвавший
негативную реакцию среди правящих политиков в Эстонии и Польше, также упомянут
в рапорте, но, по словам Никкиля, не является крайне важным. Никкиля напомнил,
что Балтика является оживленным маршрутом для перевозки нефти. Финляндию
больше заботит этот момент в контексте общей важности Балтийского моря для
оборонной политики, добавил Никкиля. В рапорте по теме газопровода написано,
что «для России важно защищать свои транспортные коридоры». «Россия экспортирует
40 процентов нефти морским транспортом через Балтийское море. Газопровод
придаст Финскому заливу стратегическую важность», — говорится в рапорте.
Армия Финляндии:
- Численность в мирное время — 16 800 человек (из них около 5100 — женщины).
- Примерная численность в случае мобилизации — 350 000.
- Общая численность населения страны — 5,3 млн.
- Около 1200 военнослужащих за рубежом (международные миссии НАТО и ООН),
включая Афганистан, Косово, Боснию и Чад.
Годовой бюджет армии — 2,78 миллиарда евро.
Источник:
http://rus.postimees.ee/?id=77818
Украина имеет отрицательное торговое сальдо с Финляндией. Главной статьей
экспорта Украины в эту скандинавскую страну является металлолом.
«Рынок Финляндии отличается высокой конкуренцией. В прошлом году Финляндия
поставила в Украину товаров на сумму $800 млн., экспорт Украины составил
$30 млн. - это металлолом».
В Донецке состоялось подписание двухстороннего государственного протокола
между Украиной и Финляндией. Финскую делегацию представил первый заместитель
Государственного секретаря Министерства иностранных дел Финляндии Хухтаниеми
Пекка, который приехал в Донецк в сопровождении представителей более 10
крупных финских компаний, работающих в Украине.
Источник:
http://polemika.com.ua/news-27392.html
Финские бизнесмены посетили Архангельскую область в поисках новых возможностей
для сотрудничества. В первую очередь, финские деловые круги интересует обработка
древесины, деревянное домостроение. Кроме того, как отметил губернатор Оулу
(Финляндия) Эйно Сиуруайнен, финский бизнес интересует и машиностроение,
о котором говорится в перспективе разработки арктических месторождений.
Более 40 финских бизнесменов прилетели в Архангельск чартерным рейсом для
того чтобы открыть «Торговую миссию деловых кругов Северной Финляндии».
Как подчеркивали администрации Архангельской области, открытие «миссии»
направлено на усиление экономического взаимодействия с финскими партнерами.
О нефтегазовом акценте сегодняшнего делового общения в Архангельске говорит
то, что одним из организаторов данной поездки является архангельская Ассоциация
поставщиков для нефтегазовой промышленности «Созвездие», которая активно
работает с иностранными нефтегазовыми компаниями в направлении освоения
российского арктического шельфа.
Визит столь представительной организации, с одной стороны, говорит об особом
интересе к региону. Но, с другой стороны, участники диалога отметили, что
финские компании все еще относятся к России с опаской.
Взаимопонимание хромает... «Финские компании очень осторожно идут работать
в Россию, поскольку нет двусторонних соглашений, которые гарантировали бы
защиту инвестиций, — сказал на встрече с журналистами губернатор Сиуруайнен.
— Кроме того есть некоторые проблемы с инфраструктурой, нет дорог, прямого
авиасообщения, есть сложности в коммуникации. Тем неменее, нельзя сказать,
что они (компании —ред.) боятся, они ведут себя осторожно. Общее количество
компаний, которые присутствуют в России,растет».
Губернатор отметил, что финские и российские компании имеют взаимный интерес
друг к другу в области обработки металлов, туризме, образовании и, конечно,
в лесоперерабатывающей отрасли. За 2007 год внешнеторговый оборот между
Финляндией и Архангельской областью составил $84 млн. За 9 месяцев 2008
года — $92 млн. «При этом, если раньше торговое сальдо считалось отрицательным,
то есть импорт был больше, то в 2008 году эта ситуация изменилась: экспорт
составил $68 млн, импорт $24 млн», — сказал исполняющий обязанности директора
комитета по международным связям администрации Архангельской области Владимир
Кириллов.
Заместитель главы администрации области Сергей Молчанский на встрече с делегацией
Северной Финляндии отметил, что Финляндия входит в десятку самых активных
партнеров Архангельской области, в первую очередь, за счет экспорта лесоматериалов.
В настоящее время идет работа по созданию совместных производств по глубокой
переработке древесины.
Кроме этого, большой потенциал в экономическом сотрудничестве имеется в
рыбопромышленной отрасли, туризме, судостроении. Финской стороне было предложено
поучаствовать в Маргаритинской ярмарке. Тем более, что в этом году акцент
ярмарки будет сделан на широкое участие зарубежных стран.
Генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтуп отметил,
что сотрудничеству между Архангельской областью и Финляндией мешает то обстоятельство,
что регион не входит в межправительственное соглашение о сотрудничестве.
«Этот документ очень сложно изменить, около 10 лет назад мы пытались это
сделать, но федерация не пошла на встречу, — отметил консул. — Включение
Архангельской области в это соглашение даст большую экономическую базу для
сотрудничества».
В Архангельской области не скрывают, что это обстоятельство портит региону
не столько репутацию, сколько экономику. В частности, политика таможенного
регулирования приводит к тому, что бизнесмены вынуждены переводить свои
компании в регионы, на которые распространяются те или иные, особые, правила
в отличие от «родных субъектов РФ». Исполняющий обязанности директора комитета
по международным связям администрации Архангельской области Владимир Кириллов
сообщил, что на встрече в Архангельске российские и финские бизнесмены обсуждали
вопросы транспортировки грузов через границу и отмечали, что «у российской
таможни вообще странная политика в отношении некоторых грузов». «Например,
Калининграду, Санкт-Петербургу, Мурманску можно осуществлять доставку определенной
категории товаров, а Архангельской области нельзя», — пояснил Кириллов.
Он так же добавил, что комитет по международным связям администрации региона
готовит соответствующее письмо в федеральную таможенную службу. Подобное
отношение к бизнесу приводит к тому, что ряд фирм уже заявили о том, что
они переводят свои офисы в другие регионы, в результате чего Архангельская
область теряет налоги. Очевидно, что такое положение приведет к тому, что
финны будут искать «окно» в Арктику в другом регионе, например, в Мурманской
области. И Поморье проиграет еще раз.
Отметим, ранее финны уже заявляли о своем намерении помочь России в освоении
арктических богатств. В первую очередь, речь шла обобразовательных проектах
в области подготовки кадров для освоения углеводородных месторождений в
Арктике.
По оценкам Геологической службы США, в Северном Ледовитом океане находится
до 20% мировых запасов углеводородов. В ЕС считают, что в арктической зоне
может находиться 25% неоткрытых месторождений нефти и газа. Очевидно, что
Россия намерена до конца биться за хребет Ломоносова и для северных регионов
арктические углеводороды могут стать спасательным кругом в разгар экономического
кризиса.
Источник:
http://www.rosbalt.ru/2009/02/03/615100.html
Изготовитель лесозаготовочных машин Ponsse сокращает в Финляндии 160 работников.
Большинство из них будет уволено, остальным либо не продлят временный трудовой
договор, либо их отправят на пенсию. Ponsse сможет временно уволить весь
оставшийся персонал в течение весны.
Завод Ponsse находится в Финляндии в Виэремя в провинции Северное Саво.
Спикер Европарламента немец Ганс-Герт Пёттеринг критикует комиссара по
расширению финна Олли Рена на его речи, касающиеся членства Исландии в ЕС.
В интервью ежедневной газете «Аамулехти», выходящей в Тампере, Пёттеринг
считает речи Рена о скорейшем членства поразительными. Рен высказал мнение
на прошлой неделе в британской газете «The Gardian», что Исландия могла
бы стать членом ЕС уже в 2011 году, в то время, когда Хорватия присоединится
к союзу. Рен сказал, что с позиции союза было бы хорошо, если и некоторые
другие страны присоединились бы к союзу в один и тот же раз. По мнению Пёттеринга,
все усилия должны бы быть сейчас сосредоточены на том, чтобы добиться вступления
в силу Лиссабонского договора, направленного на реформирование структур
ЕС, а речи Рена могут даже повредить процессу ратификации договора. Финские
европарламентарии Вилле Итяля (Коалиционная партия) и Аннели Яяттеенмяки
(Центр) удивляются появившемуся в «Аамулехти» заявлению Пёттеринга. Итяля,
относящийся в парламенте к той же партии что и Пёттеринг, напоминает, что
у европарламента нет единой позиции в дискуссии о расширении.
Директор НИИ зарплатополучателей предлагает, что государства Финляндии
и Швеции сформировали бы из банковского концерна «Нордеа» государственный
банк, который помог бы преодолеть имеющий место сейчас финансовый кризис.
Директор ПТ Яакко Киандер предлагает в интервью газете СДП «UutisPaiva Demari»,
чтобы финское и шведское государства увеличили бы значительно свои доли
владения в « Нордеа». Таким образом, банк получил бы новый капитал и смог
бы выдавать больше кредитов и также облегчить последствия экономического
кризиса. Согласно Киандеру, правительства обеих стран могли бы договориться
между собой о наращивании своих долей владения в банке. Он замечает, что
шведское государство владеет уже сейчас крупной доле в « Нордеа» и также
финское государство имеет там свою долю. Кроме того, он говорит, что если
экономический кризис углубится, банкам придется в любом случае подпадать
под контроль государства. Идея Киандера и НИИ ПТ о создании государственного
банка северных стран связана с опубликованным во вторник прогнозом ПТ об
углубляющемся экономическом кризисе.
Круглогодичное движение по Сайменскому каналу вполне возможно начать уже в ближайшие годы. Продолжение срока действия арендного договора между Финляндией и Россией ускоряет планы Управления мореходства перевести канал в качестве пригодного для круглогодичного движения. С продлением сезона судоходства поторапливали в особенности промышленные круги Сайменского региона. Промышленность полагает, что круглогодичность судоходства даже удвоит объем проходящих ежегодно по каналу грузов до цифры почти в 5 миллионов тонн.
Источник:
Yle.fi
Самая большая в Финляндии парковка открылась в аэропорту Хельсинки-Вантаа.
3 февраля состоялось открытие дополнительного помещения стояночного комплекса
Р-3 аэропорта Хельсинки-Вантаа. Теперь число автостояночных мест на территории
аэропорта увеличилось на 28 процентов. Новый парковочный комплекс компании
«Финавиа» расположен возле здания аэровокзала и вмещает 2400 стояночных
мест. «С увеличением мест для парковки улучшится обслуживание наших клиентов,
поскольку теперь поставить автомобиль можно будет около воздушного терминала»,
- говорит директор «Финавиа» Юха-Пекка Пюстюнен. Таким образом, общее число
парковочных мест аэропорта для клиентов составит 12000, а в распоряжении
служащих аэропорта будет 1000 дополнительных мест.
По количеству мест для автотранспорта стоянка аэропорта Хельсинки-Вантаа
является крупнейшей во всей Финляндии. Более трети из 13,5 миллиона пассажиров
прибывают в аэропорт на своем транспорте.
Новый парковочный комплекс расположен прямо перед зданием аэровокзала, въезд
в него будет осуществляться через ворота строения Р-3 и далее по мосту,
соединяющему оба эти строения.
Засчет того, что в новом комплексе не были построены системы отдельного
и наклонного въезда, число мест для парковки в нем больше на 10 процентов.
Общая площадь нового семиэтажного здания составляет всего 66 132 brmІ .
На реализацию проекта было затрачено 27 миллионов евро.
Источник:
http://scandinews.fi/rss/2009/02/04/samaja-bolshaja-v-finljandii-parkovka-otkrylas-v.html
В Светогорске (Выборгский район Ленобласти) в этом году появится новый
музей - краеведческий. Этот культурный проект будет осуществлен в рамках
приграничного международного сотрудничества между городами-побратимами Светогорском
и Иматрой. Как сообщилиs в пресс-службе администрации Выборгского района,
решение о создании городского краеведческого музея в городе Светогорске
обсуждалось на совещании, проходившем в соседнем финском городе
Иматре. Предполагается, что этот проект будет реализован уже в 2009
году в рамках приграничного международного сотрудничества между
городами-побратимами Светогорском и Иматрой.
Городской музей планируется расположить в здании на улице Барачная. В
нем будут представлены экспонаты, рассказывающие об общей истории
территории, где ныне проходит государственная граница: предметы
домашней утвари, старинные костюмы, стенды с фотографиями и многое
другое. Для того, чтобы музей могли посещать жители обоих стран, все
надписи и комментарии к экспонатам будут сделаны на двух языках –
русском и финском.
Кроме того, на совещании в Финляндии обсуждалась возможность
выставления в Светогорске действующей экспозиции краеведческого музея
города Иматра.
Источник:
http://www.47news.ru/2009/02/03/015/
Заявления России о стремлении наладить безвизовые отношения со странами ЕС Брюссель назвал нереалистичными. Там уверены, что «этого не случится» из-за позиций Москвы, хотя сами европейцы не против такой идеи. Лидеры нескольких стран уже высказывались за отмену виз с Россией. Правда, эти заявления звучали до августовских событий в Закавказье, после чего отношения между Москвой и Брюсселем ухудшились. Еврокомиссия назвала нереалистичными заявления России о готовности уже сейчас перейти на безвизовый режим с Европой. Об этом заявил глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко. «Европа полагает, что прежде всего против отмены виз с ЕС будут спецслужбы России» «Как говорят мои коллеги в Брюсселе, это блеф. Этого (перехода на безвизовый режим в самые сжатые сроки) не случится», – цитирует «Интерфакс» Франко. В декабре прошлого года министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса говорил о перспективе отношений Москвы с Евросоюзом. Затронув вопрос заключения нового базового договора, министр отмечал, что документ ответит на все существующие вопросы. В идеале «большой договор», по его словам, должен со временем пополниться отдельными соглашениями. И в этом контексте речь зашла об отмене виз. По словам Лаврова, Москва готова отменить визы в любой момент. «Мы готовы ввести безвизовый режим хоть сегодня. Безвизовый режим для всех наших граждан стал бы блестящим совместным проектом, свидетельством нашей совместной приверженности всемерному развитию связи», – заявил он. Однако Марк Франко предположил, что такому развитию событий первой воспротивилась бы сама Россия, а в особенности – спецслужбы. «Сначала нам необходимо достичь надежных договоренностей по транзиту, а также в области сотрудничества правоохранительных органов», – пояснил представитель Еврокомиссии. Однако он признал, что Евросоюз сам не против отменить визовый режим с Россией. «Они (российская сторона) говорят, что готовы сделать это завтра и что мы (Евросоюз) не хотим это делать, но это неправда», – сказал Франко. Однако в Москве еще летом прошлого года четко дали понять, что начинают прямой диалог об отмене визового режима между Россией и ЕС. Работу ведут в трех направлениях: защищенность документов, борьба с незаконной миграцией, а также сближение законодательства в сфере обеспечения правопорядка и безопасности. «В Кремле отмену виз с ЕС рассматривают как один из инструментов расширения связей» В самой Европе к такому сценарию тоже относились положительно. Министр внутренних дел Словении – тогдашнего председателя ЕС – Драгутин Мате заявлял, что Европа смотрит на это с энтузиазмом. «Сотрудничество России и ЕС в визовой сфере имеет конечной целью упразднение виз», – говорил Мате. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони также обещал добиваться отмены визового режима между ЕС и Россией. Аналогичные заявления делал и Кипр. «Мы убеждаем Европу, что визы для Россиян надо отменять», – говорил министр иностранных дел государства-острова Георгиос Лилликас, подчеркнув, что «никакой угрозы в этом шаге нет». В конце мая начать дискуссию о безвизовом режиме между Россией и ЕС предлагал министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб. В свою очередь помощник президента России по внешней политике Сергей Приходько отмечал, что отмена визового режима с ЕС – стратегическая цель России. «Для нас скорейший переход к безвизовому режиму с европейскими странами – это стратегическая задача. Это не лозунг – уже все понимают, что это реальность, это один из инструментов расширения связей», – говорил Приходько. Также Россия планировала усовершенствовать существующий упрощенный визовый режим с ЕС. С июля 2007 года стало действовать подписанное в конце 2005 года соглашение об облегченном визовом режиме с Евросоюзом, согласно которому определенные категории граждан (студенты, политики, журналисты, ученые) проходят сокращенную процедуру получения виз и платят за нее единую цену. Сейчас Россия имеет безвизовый режим с большинством стран СНГ, с некоторыми Балканскими странами (Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория), с Кубой, Эквадором, Перу, Южной Кореей, Марокко, Таиландом, Ботсваной, Сейшельскими и Мальдивскими островами, Вануату и Фиджи. В прошлом году было подписано и с ноября вступило в силу соглашение об отмене визового режима между Россией и Израилем. Переломным этапом в диалоге между Россией и ЕС стали августовские события в Закавказье. Запад и многие страны Европы осуждали Москву за непропорциональное использование военной силы против Грузии, которая напала на Южную Осетию с целью установить там свой контроль. Гибель российских миротворцев и мирных жителей вынудила Россию вступить в военный конфликт. При посредничестве Франции стороны заключили мирное соглашение, однако Кремль затем признал независимость Абхазии и Южной Осетии, что также было подвергнуто критике со стороны ЕС. В этой связи забуксовала работа по заключению нового базового соглашения между Россией и Европой. Отметим также, что в середине января Сергей Лавров написал статью для сайта «Россия – Евросоюз: партнерство и успех», где он выдвинул тезис, что Москва никогда не ставила и не ставит перед собой задачи вступления в ЕС. «Было бы наивно рассчитывать на то, что отношения Россия – ЕС будут беспроблемными, в целом ряде областей мы и сотрудничаем, и конкурируем», – констатировал шеф Смоленской площади.
Источник:
http://www.vz.ru/politics/2009/2/3/252556.print.html