Финляндия перестала сопротивляться созданию Европейского механизма обеспечения стабильности (ESM) объемом €500 млрд. Это означает, что с большой вероятностью фонд получит в распоряжение необходимые ресурсы и с июля 2012 будет спасать страны зоны евро от угроз дефолтов и снижать риски по проблемным долгам. Ожидается также, что облигации фонда удовлетворят спрос инвесторов на надежные европейские финансовые инструменты.
ESM призван заменить временно действующий европейский антикризисный фонд (EFSF). Он будет размещать собственные долговые бумаги и аккумулировать средства стран еврозоны для покрытия срочного дефицита и предотвращения дефолтов стран с высоким уровнем госдолга. Запуск ESM позволит облегчить решение долговой проблемы, так как риски невыплаты существенно снизятся - а за ними и требуемая доходность по еврооблигациям.
Общие ресурсы ESM, как ожидается, составят €500 млрд ($647 млрд), из которых €80 млрд в виде оплаченного капитала («взносов» стран ЕС) фонд получит в распоряжение с начала своей деятельности. Облигации ESM, вероятно, получат высшие рейтинги, а €80 млрд оплаченного капитала станут страховкой на случай снижения суверенных рейтингов основных вкладчиков фонда (во избежание повторения ситуации со снижением рейтинга EFSF). Остальные средства фонд будет привлекать под гарантии стран-участниц, главным образом Германии и Франции, однако центральная роль в управлении фондом отводится Еврокомиссии. ESM вступит в действие после ратификации соглашения о нем странами, суммарные взносы которых составят 90% от всего объема средств (это ожидается к июлю 2012 года).
Ранее премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен выражал несогласие с предлагаемым принципом принятия решений в ESM, угрожая выходом страны из соглашения о создании фонда. Для повышения действенности ESM и невозможности наложения вето на принятые решения отдельной страной решения должны приниматься большинством 85% голосов - на этом сходятся Германия и большинство стран-участниц обсуждения. Финляндия же настаивала на необходимости единогласного утверждения решений о распределении ресурсов фонда в ту или иную проблемную страну. Однако позиция финского правительства изменилась коренным образом: «Невозможно представить, чтобы Финляндия была вне ESM. Мы продолжаем поиски компромисса, удовлетворяющего все стороны»,- заявил господин Катайнен. Окончательное же решение по ESM он связывает с успешностью проведения переговоров по Греции, опасаясь необходимости увеличения финансирования греческого дефицита за счет соседей по еврозоне.
Ожидается, что в соглашение по ESM будет включен пункт о том, что новые еврооблигации, выпускаемые правительствами стран зоны евро со сроком погашения свыше года, должны содержать условие о возможной реструктуризации госдолга. Процедура может быть инициирована по решению квалифицированного большинства держателей займа опять же без права вето, в то время как списание долга проблемной страны станет практически невозможным и будет отдано на откуп стандартам МВФ. Греческий сценарий с вовлечением частного сектора в урезание госдолга не должен повториться.