День добрый!
Мои прогнозы об увеличении стоимости проезда из Питера до Хельсинки
пока
не оправдались, но вот ощущение существенной прибавки жаждущих пересечь
границу уже реально. В субботу пробки на границе опять начали расти
- так
наш автобус простоял 1.5 часа на русской и 3 часа на финской. Вообще,
ситуация поганая –подобные утомительные ночные бдения мало способствуют
желанию туристов часто ездить за границу, что несомненно приводит к
потерям
потенциальной прибыли для обоих государств. Понятно, что вопросы
таможенной безопасности нетривиальны, но вот попытки более рационально
организовать осмотр масс туристов перед Рождеством и Новым годом были
бы
весьма кстати. Пока ни русские, ни финские таможенники таких разумных
попыток ( с точки зрения обывателя-туриста ) не предпринимают.
Упомянутый мной в прошлых рассылках совет возить русский паспорт вместе
с
заграничным, полезен не только для мужчин, но и для женщин – русские
таможенницы привязываются и часто требуют его наличие и у девушек.
Кстати, вопросы которые задают русские таможенницы весьма оригинальны.
Конечно, с точки зрения психологии и еще каких-то специальных таможенных
наук может они и верны, но я малость выпадаю в осадок, когда, в 2 часа
ночи,
при прохождении границы, таможенница спрашивает меня «Кто я по знаку
Зодиака?». Может она рассчитывает, что поймает меня и окажется что я
– не я,
поскольку вместо «скорпиона» и скажу «телец»? Мне что-то кажется это
весьма
наивным, да и я могу просто не интересоваться всем этим гороскопным
бредом.
Хорошо, что не спрашивают любимую позу из Камасутры…
Финские таможенники тоже своеобразны:
- Вы едете в Хельсинки.?
- Да.
- На один день?
- Да.
- Блоков сигарет везет один?
- (!) Да, естественно./ Мне больше и не выкурить :) /
- Точно один?
Это что наивность, тонкий психологический расчет, или у них там аппаратура
«детектора лжи» тестируется на туристах? Особенно, если учесть, что
после
этого в паспорт на печать ручкой вписывается по фински «1 блок».
Психология видимо, и не надо никакого пентотала натрия, все на взаимном
доверии и уважении…
Меня тут просили немного рассказать о транспорте в Хельсинки. Как известно,
в столице Финляндии существует развитая сеть общественного транспорта:
метро, автобусное сообщение, трамваи, пригородные электрички и паром-
ледокольчик до Свеаборга. Троллейбусов нет ( и слава Богу, в Питере
хоть и
есть, но их работа это что-то, зимой я периодически околеваю в «38»
номере
обледенелом изнутри ).
Автобусы и электрички рассмотрим внимательным туристическим взглядом
как-нибудь в следующий раз, а сейчас обратим взор к метро. Конечно,
по
красоте финскому метро далеко до питерского, в основном это всего лишь
что-
то типа «Девяткино». Функционально, удобно, но не более.
В Хельсинки всего одна линия, раздваивающаяся на одном конце. Стоимость
проезда составляет, как и на другой городской транспорт, 10 финских
марок
(при покупке билета на входе), что конечно значительно больше чем в
Питере
( около 1 финской марки, в эквиваленте). Отличия по существу обслуживания
начинаются уже со входа. В Санкт-Петербурге, с подачи компьютерных фирм,
недавно ввели общегородскую компьютерную сеть с турникетами, магнитными
карточками, жлобским ограничением в 10 минут на их использование,
злобными бабками-контролерами у турникетов, и прочими прелестями весьма
необходимыми для удобства пассажиров, которые, кстати, оплачивают этот
весь технологический шабаш из своих карманов. В Хельсинки сам вход в
метро
отделен не достижениями западной компьютерной технологии, а всего лишь
красной полосой на полу. И все. Рядом расположены автоматы для
компостирования билетов. Дело в том, что обычные билеты (купленные в
R-
киоске за 8 марок) представляют собой картонную полоску, на которую
при
компостировании печатается время и дата посадки. Это нужно потому, что
в
отличии от России, в Хельсинки можно пересаживаться на другой вид
общественного транспорта ( а не только другой номер!) в течении часа.
Т.е. Вы
можете купить билет, прокомпостировать его в автобусе, потом выйти,
пересесть на трамвай, проехать, а затем сесть на метро – и это все в
течении
часа. Вернемся, однако, к метро. Помимо отсутствия турникетов, есть
еще куча
организационных отличий. Так, инвалиды и лица с колясками, а также люди
с
велосипедами ( что НЕ запрещено, в отличии от Питерского метро), могут
опуститься до платформ на небольшом лифте. Провоз собак разрешен, в
крайних вагонах, что особенно завидно мне, поскольку я часто «развлекаюсь»
возя своего 50 кг ньюфа через весь город на куче трамваев, хотя и живу
рядом с
метро. Отрицательное отличие от русского метро – в нем прохладно, а
зимой
весьма зябко, особенно на выходе. Поезда небольшие, станции подземные
только в центральной части города, большая часть – наземная, особенно
красиво ехать через залив и любоваться яхтами летом. На конечных станциях
поезда не разворачиваются в туннеле, а просто водители переходят из
начального вагона в хвостовой. Особенно удобно то, что на индикаторах
показывается время до момента прихода следующего поезда, а не как в
Питере,
время прошедшее с ухода ( тонкое издевательство, если задуматься! )
поезда из
под Вашего носа.
На платформах делаются небольшие выставки, поэтому можно коротать время
разглядывая не рекламу колготок или пельменей, а художественные
композиции . Штраф за безбилетный проезд велик – 250 финских марок,
собирают их контролеры в синей униформе. Как-то я видел, в районе
Hakaniemi, улепетывающего от строгих теток в синем явно русского «зайца»,
но ловили его как-то не очень активно, что способствовало его ретированию.
Куда можно поехать на метро русскому туристу? Например, в магазин
магазинов Itakeskus, в Rastila, в зоопарк, да и просто прокатиться-сравнить.
Не
пожалейте полтинник на это хотя бы один раз.
Вы не забыли, если собираетесь в Финляндию на своей машине, что с 1
декабря
по конец февраля на машинах обязательно должны быть зимние шины?
Минимальный штраф за «неправильные» шины – 300 финских марок. Так же
не забывайте, что «антирадар» в Suomi категорически запрещен и даже
его
наличие в машине может стать причиной крупного штрафа.
Фары в машине должны гореть не только в темное время суток, но и днем
независимо от погодных условий.
Сегодня, 13 декабря, в Финляндии отмечают День Святой Люсии. Центром
празднования является процессия, возглавляемая избранной в декабре
девушкой-подростком. На ней длинное белое платье и венок из брусничных
веток, украшенный четырьмя зажженными в Кафедральном Соборе свечами.
Свечи создают иллюзию нимба. Процессия идет через весь центр к зданию
парламента под музыку “Sankta Lucia”.
Весь месяц Люсия посещает рождественские мероприятия, больницы, помогает
сбору пожертвований для здравоохранительных программ.
Ко мне, как автору сайта, часто обращаются с теми или иными просьбами
связанными с Финляндией. По возможности (и наличии интересующей людей
информации) я стараюсь ответить людям, хотя некоторые запросы бывают
малость нахальными – типа «пришлите мне списки всех магазинов торгующих
подержанными телефонами, с полными url и телефонами», видимо думая что
я
некая бесплатная справка.).
На некоторые вопросы я не знаю ответа в принципе. Но может уважаемые
подписчики могут ответить на просьбу одного из посетителей моего сайта:
«Дело в том, что недавно мы открыли первую частную школу
в г.Выборге
(посёлок Гвардейское). Мы знаем, что раньше в этом здании была финская
гимназия. Как нам найти тех людей(финнов) которые там учились? Раньше
(когда частной школы не было) они часто приезжали в это здание и вспоминали
о своих школьных годах... Не уверен, но вроде как многие выходцы из
этой
гимназии живут сейчас в посёлке Сорвалли ( не уверен в правильности
написания)... Помогите чем-нибудь...Хоть исторической справкой.
Ведь мы хотим сделать в нашей школе музей той самой бывшей финской
гимназии и уверен, что бывшие ученики из Финляндии помогут нам.
С уважением Александр Разгадаев. Зам Директора Школы "Обучение
в
Диалоге" г.Выборг, п.Гвардейское, ул.Шестакова, д.28а»
Если Вы обладаете данной информацией – не поленитесь, свяжитесь с автором.
И, напоследок, умилившая меня сценка. В Хельсинки очень много частных
парикмахерских. Гуляя в субботу по городу в районе Fredrikinkatu я всегда
удивлялся количеству стригущихся ранним утром дам. Но сейчас не об этом,
а о
подходе к клиентам. Выходя изTiimari , я обратил внимание на небольшую,
но
шикарную парикмахерскую, где делали прически нескольким женщинам. Мое
внимание привлекло кресло, где стригли молодую девушку, а под ее креслом
лежала, терпеливо дожидаясь хозяйки, большая овчарка. Ни парикмахер,
ни
другие клиенты не обращали на нее внимание, занимаясь своим делом.
Идиллия! А Вы попробуйте зайти в Питере хотя бы в киоск за пивом с псом
и
сравните реакцию продавщиц и других посетителей. Про парикмахерские
и не говорю…
Всего доброго!
Практически всегда Ваш,
Геннадий Новиков