ФИНЛЯНДИЯ FILAND SUOMI ФИНЛЯНДИЯ Что нового на сайте?
Каталог страниц сайта Бесплатная доска обьявлений для посетителей сайта (c)Gennadiy Novikov
1997-2024
Исторические факты и  информация о городах Финляндии Дайджест сообщений информационных агенств Информация для русских туристов Немного о шопинге Как и где отдохнуть в Финляндии Информация для туристов
Томми Мякинен


Томми Мякинен родился 26 июня 1964 года в деревне Пууппола в семье фермеров.
В "пяти шагах" от его дома находился спецучасток знаменитого ралли "1000 Озёр" ,
что предопределило его дальнейшее увлечение.
Впервые Томми увидел ралли в пять или шесть лет, а машину научился водить,
когда и не было десяти. Ещё в школе Томми ставил ралли выше образования,
как и его лучшие друзья, тоже бредившие ралли. И тут началось - сначала Мякинен
отрабатывал фигуры высшего пилотажа на замёрзших озёрах, затем на
сделанной собственными руками развалюхе устраивал покатушки с приятелями,
а настоящее боевое крещение принял на купленном на свои деньги "Эскорте"
(RS2000) в 1985 году. А в 1987-м дебютировал на "Лянче-дельте HF" на 1000 Озёр
и тут же её разбил. Фотография этой аварии , говорит Томми, до сих пор украшает
стену одного местного отеля. Повреждения оказались не слишком серьёзными,
досталось только задней левой подвеске. Но у Томми и его штурмана тогда было
совсем мало денег, так что в гонках приходилось стартовать на старых изношенных
покрышках и использовать бывшие в употреблении детали. Но это не помешало
ему одержать в национальном первенстве победу в группе N.
Как же Мякинен превратился из любителя в проффесионала? Как говорит Томми ,
произошло это с подачи Юхи Канккунена. Хотя жили они неподалёку, впервые
встретились в 1986 году. Юха уже был чемпионом мира и посоветовал Томми
почаще появляться на этапах чемпионата мира. Дебютируя за рулём
"Мицубиси-Галант" группы N, Мякинен занял шестое место в ралли "Новая-Зеландия-90".
А уже год спустя занял место в кресле заводского автомобиля - "Мазда-323",
стартовав правда всего в двух этапах - "1000 Озёр" и RAC. Томми оценил 323-ю как
отменный автомобиль с замечательной управляемостью, хорошей подвеской.
Но уже в следующем году Томми выступал за "Ниссан", что по признанию Томми
было шагом назад как для пилота. Из-за проблем с машиной команда скоро покинула
чемпионат, хотя "Ниссан-Пульсар" был вполне перспективной моделью.
Считалось, что проблемы были связаны с покрышками "Данлоп", на RAC-92 ,
например у Мякинена было как минимум девять проколов.
Потом у Мякинена наступило время формулы 2 , которая, вопреки наихудшим
ожиданиям, добавила Томми уверенности в собственных силах.
Томми выступал на "Ниссан-Санни", которая постоянно совершенствовалась,
и тут "Форд" предложил выступить в ралли "1000 Озёр-94" за рулём заводского
"Эскорта" (RS Cosworth). Это оказался поворотным пунктом в карьере Мякинена,
так как он выиграл это ралли на самом необыкновенном автомобиле , которым Томми
когда-либо до этого управлял. После той победы дела у Томми пошли по другому,
и вскоре Эндрю Коуэн пригласил Мякинена в команду "Митсубиси".
За первые два года, проведённые в этой команде Томми превратился из
малоизвестного пилота в чемпиона мира. Первый титул был добыт на
автомобиле "Мицубиси-Лансер Evo3" в 96-м году.
В чем же секрет такого стремительного подъёма?
" Главное никогда не сдаваться" - говорит Томми ,--
" Я вот не сдавался и мне в конце концов повезло. Повезло очень во
многом - например в том, что моим штурманом стал Сеппо Харьянне
(уже выигрывавший чемпионат мира в паре с Тимо Салоненом).
Его опыт для начинающего раллиста, каким я был на рубеже 80-х , был
просто на вес золота. Он частенько осаживал меня, когда я старался
ехать чересчур быстро. И спасибо ему за это. Ведь выступая на машинах группы N,
нельзя было позволить ехать в полную силу. Уж больно они хрупкие создания,
эти серийные автомобили. Ещё Сеппо говорил, что мне предстоят четыре
года упорных тренировок, прежде чем что-то начнёт получаться, и он оказался
прав - спустя ровно четыре года с моего дебюта в чемпионате мира
я выиграл "1000 Озёр".Первый сезон в "Мицубиси" у Мякинена был в паре
с Кеннетом Эрикссоном, который уже давно был в команде и тогда считался
первым номером. И действительно, ему отдавали предпочтения в Швеции и Малайзии
( этапе Азиатско-Тихоокеанского чемпионата). Но тем не менее, несмотря на
неприятные ощущения , никаких трений с Кеннетом у Томми не возникало.
В том сезоне-95 Мякинен не одержал ни одной победы, но зато набрался больше
опыта за рулём "Митсубиси". Это ему позволило в сезоне-96 стать первым номером
в команде, из которой в "Субару" ушёл Эрикссон, но зато пришёл набирающий
обороты Ричард Бёрнс. Но в "Митсубиси" это не означало, что Мякинену стало
легче выступать, скорее даже наоборот. В команде тогда вообше из-за малого
бюджета пилотам не могли обеспечить "звёздный" стиль жизни, да и в отличие
от других команд "не носились с ними как с писаными торбами"
по выражению менеджера команды Фила Шорта.
Шорт вообще отзывался тогда о Мякинене как о сильной личности, но поначалу
с изрядной долей упрямства. Например на Сафари-96 , когда Томми во время
тренировок постоянно обо что-то прикладывал машину и покалечил "боевую",
Шорт напрямую ему сказал, чтобы тот отправлялся домой, если не изменит
стиль вождения. Мякинен объяснял неприятности незнанием местных дорог,
не имея понятия, насколько быстро там можно ехать, можно ли прибавить?
После этого Томми пришлось смириться с амбициями, и он победил в том Сафари.
Именно после этого случая, как считает Шорт, Томми изменил свою манеру
в обращении с людьми, спонсорами, прессой и автомобилем и стал чемпионом мира.
Этот титул он добыл досрочно, на ралли Австралия, за два этапа до окончания
первенства. В том сезоне Томми одержал пять побед: в Швеции, Кении(Сафари),
Аргентине, 1000 Озёр, Австралии. Основными соперниками считались
Колин МакРей на "Субару" и Карлос Сайнс на "Форде", так как после дисквалификации
"Тойоты" реально осталось три сильных команды борющихся за титул ("Субару",
"Митсубиси", "Форд"). Самое интересное, что два оставшихся этапа
(Сан-Ремо и Каталония), на которые Томми поехал уже в ранге чемпиона, содержали
асфальтовое покрытие, впервые в сезоне-96, а именно на этом типе
покрытия "Мицубиси-Лансер-Evo3" считался аутсайдером.
И вот в Сан-Ремо случилась неожиданная авария Мякинена на первом СУ(гравийном),
когда Томми казалось просто мог неспеша доехать до финиша.
После той аварии штурман Мякинена - Сеппо Харьянне лечил позвоночник
до следующего сезона. После того, как Томми добыл свой первый титул и
победил в "Сафари", он признался что осталась одна заветная мечта - победа
в ралли Монте-Карло. Например знаменитому Канккунену это не удалось.
Знал бы Томми тогда что его ждёт эта победа впридачу с ещё тремя титулами
Сезон-97 Мякинен встречал с новым оружием - "Митсубиси-Лансер-Evo4" группы А,
когда у соперников были машины группы WRC, которые "на бумаге" были несколько
сильнее. Но они не смогли помещать Мякинену добыть свой второй титул.
Томми лидировал в Монте-Карло, победил в Португалии, Каталонии
( впервые на асфальте),Аргентине, Финляндии(1000 Озёр), обойдя выстрелившего
к концу сезона Колина МакРея всего на одно очко. Причём это очко Томми добыл ,
заняв шестое место на последнем этапе в Великобритании, где Томми
традиционно не везло. Как и в прошлом году, ценой титула была большая авария,
на сей раз на Корсике, где столкнувшись с коровой на пятой передаче машина
улетела почти вертикально в пропасть с высоты около 35 метров.
Но к счастью экипаж не пострадал, не считая болевшей после этого шеи.
В сезоне-98 у Мякинена появился новый штурман - молодой Ристо Маннисенмяки,
заменивший пожилого Сеппо Харьянне. Именно на него почему-то возлагают
сход Томми в Монте-Карло-98, когда Томми опять лидировал.
Мякинен одержал победы: в Швеции, потом пересев на новую машину "Лансер-Evo5"
в Аргентине, Финляндии, Австралии, Сан-Ремо, добыв уже третий чемпионский титул.
Причём в Великобритании Томми опять не повезло - поскользнувшись на масле
он сошёл в самом начале гонки, фактически отдав победу в руки Карлоса Сайнса,
который спокойно ехал к финишу в то время как Томми уже выезжал в аэропорт,
чтобы отправиться домой.
Но тут судьба сыграла злую шутку с Сайнсом, остановив его всего в 800 метрах
от финиша со сгоревшим мотором. Кстати Томми обошёл тогда Сайнса уже и
по кол-ву титулов - три против двух. В том сезоне напарник Мякинена - Бёрнс
впервые победил на двух этапах, правда тогда ещё не мешая Мякинену,
и его сразу же как когда-то Эрикссона "забрала" "Субару", а в "Митсубиси"
пришёл на смену перспективный бельгиец Фредди Лойкс.
В Монте-Карло-99 Томми осуществил свою давнюю мечту, одержав долгожданную
победу уже на обновлённом "Лансере-Evo6". В этом сезоне как и в первый раз титул
был добыт досрочно в Австралии.
Помимо Монте-Карло, Томми победил в Швеции, Новой Зеландии, Сан-Ремо,
но поставил крест на серии из пяти подряд побед на родине, в Финляндии.
Но тем не менее четвёртый титул был завоёван, и Мякинен по числу титулов
сравнялся с Канккуненом.
2000-й уже не принёс лавров Мякинену, кроме победы в Монте-Карло.
В чемпионате же Томми занял непривычное за четыре года пятое место. Что-же в итоге?
Томми догнал Канккунена по количеству титулов, одержал большое количество
побед, доказал, что "летучие финны" сильны теперь не только на грунтовых
и гравийных дорогах, но и на асфальте.
Так что Томми можно назвать самым результативным раллистом 20-го столетия.
Но сейчас идёт новое столетие в котором Томми Мякинен и "Мицубиси" во всёй
готовности одерживать новые победы и добывать титулы - ведь Томми никогда не сдаётся!

Источник: Материал русского сайта "Формула 1"

 

-

(c) Gennadiy Novikov '1997-2024
p/o box 146, 195197, Saint-Petersburg, RUSSIA

http://finland.pp.ru
mailto:stopinspb@yandex.ru

-